В Еврейском музее и центре толерантности состоялось очередное заседание Попечительского совета. Основными темами заседания стали планы музея на десятый, юбилейный год работы, выход на сотрудничество с международными культурными институциями и смена вектора позиционирования Центра толерантности.
«Мы изначально задали высокую планку, и наша цель ей соответствовать», — заявил генеральный директор Еврейского музея и центра толерантности Александр Борода. Александр Моисеевич подвел итоги прошедшего года и отметил, что несмотря на ограничения, связанные с работой в формате COVID-free, новая реальность предложила музею и новые форматы взаимодействия с посетителями.
Генеральный директор музея также подтвердил планы открытия для посетителей нового пространства. В восточном крыле Бахметьевского гаража завершаются работы, в результате которых в музее появятся новые выставочные площади с климатическим оборудованием, лекторий, детский центр, а также полноценное отделение библиотеки Шнеерсона.
«Мы использовали период локдауна для развития постоянной экспозиции, создания мультимедийных инсталляций и обновления уже существующего выставочного контента. За прошедшие два года не только не сократилось количество музейных программ, но и появились другие, более актуальные: впервые за девять лет работы музей теперь открывается в субботу вечером, после исхода Шаббата, и предлагает аудитории уникальные экскурсии и семейные программы, ужин в кафе «Ришон» и концерты известных музыкантов из Израиля и других стран. Этот проект получил название “Моцаш”, и за время его первого, пилотного проведения музей посетило более 600 человек», — прокомментировал Александр Борода.
«Конкурс на создание архитектурной концепции выиграл Юрий Григорян. Задача концепции — предложить новый функциональный объем пространства, не вмешиваясь в конструкцию памятника архитектуры. Ее сложная геометрия отсылает к графическим экспериментам Лисицкого и Малевича: объемы составлены из плоскостей — параллельных, перпендикулярных, наклонных, вращающихся», — отметил Александр Борода.
Он также подчеркнул увеличение онлайн-присутствие музея: «Мы разрабатываем виртуальные события не только к временным выставкам, но и предлагаем посетителям информационные площадки для знакомства с постоянными направлениями деятельности музея. И мы будем двигаться дальше в расширении программ для всех возрастов и для аудитории с разными интересами».
Председатель Попечительского совета Александр Клячин представил нового исполнительного директора музея: этот пост с сентября 2021 года занимает Кристина Краснянская, искусствовед, основатель галереи «Эритаж», глава попечительского совета MOMus — Музея искусства модернизма — коллекции Костаки в Салониках.
В качестве основы выставочных планов на 2022 год Кристина Краснянская выделила проекты, связанные с еврейской культурой и историей, выставки русского авангарда, а также крупные проекты-блокбастеры, посвященные мировому современному искусству. «Русский авангард — это, безусловно, международный бренд, — подчеркнула она, — Мы планируем провести ретроспективу супрематиста Ивана Клюна, а также выставку работ знаменитого скульптора Александра Архипенко — его произведения никогда не выставлялись в России. Другим важным проектом станет выставка Любови Поповой: художница входит в список первых имен русского авангарда. Чтобы раскрыть грани ее таланта, мы будем сотрудничать с российскими региональными музеями, в стенах которых хранятся шедевры Поповой, совершенно не знакомые московской публике».
Кристина Краснянская подчеркнула, что Еврейский музей также намерен сконцентрироваться на главных именах зарубежного современного искусства — международный контекст станет основой выставочной программы, а к сотрудничеству будут привлекаться художники, исследующие в том числе и тему толерантности. Самым громким проектом вне России станет участие музея в Венецианской биеннале 2022 года: на ее площадке будут представлены арт-объекты дополненной реальности.
Член Попечительского совета Виктор Вексельберг выступил с предложением включить в ближайшие планы музея фандрайзинговые и презентационные мероприятия с коллегами из Австрии, Германии и Великобритании. По его словам, подобная деятельность крайне важна для старта активной работы музея в международном пространстве.
Другой задачей нового исполнительного директора станет реогранизация деятельности Центра толерантности как отдельного подразделения музея. «Отныне мы будем ориентироваться не только на B2B-сегмент, но и на сотрудничество с широкой аудиторией, которая нуждается в проектах, раскрывающих темы доступной среды, взаимоотношений с мигрантами и интеграции их в общество, а также буллинга и другого “серого” насилия. Недавно Центр толерантности запустил веб-проект “Несомной”: он включает в себя два документальных фильма об абьюзивных отношениях, проблемах с близкими или на работе, травле в школе и в интернете, а также дает зрителям возможность поделиться собственной историей», — заявила Кристина Краснянская.