Еврейский музей и центр толерантности представляет выставку, посвященную Великой Отечественной войне, — «Ни меры, ни названья, ни сравненья» [1]. Проект рассказывает о проводившейся нацистами на оккупированных территориях СССР политике тотального уничтожения населения.
Экспозиция состоит из трех основных частей: первые две раскрывают тему последовательного истребления деревень и городов, в третьей показаны судьбы пленных.
Сожженные деревни, разрушенные города, массовые убийства, голод и изнурительный труд – на территории Советского Союза солдатам вермахта было приказано проявлять предельную жестокость к гражданскому населению. В качестве основания нацистская пропаганда представляла СССР «коммунистическо-жидо-большевистским» государством, а населяющие его народы — «азиатско-славянскими, неполноценными», угрожающими всему «цивилизованному расово чистому государству».
В раздел выставки, посвященный гибели деревень, включены неизвестные фотографии военного времени, многие из которых были сделаны самими нацистами. Экспозиция представляет данные расследований последних лет, основанные на работе поисковых отрядов и ученых-историков, занимающихся периодом Второй мировой войны. Еврейский музей и центр толерантности попытался воссоздать мир русской деревни, который вместе с уничтожением целых областей исчез навсегда.
Тема ленинградской блокады, которой в последние годы было посвящено довольно много внимания, открывается через восприятие детей, переживавших страшные 900 дней в отрезанном от жизни городе. На выставке будут представлены личные вещи детей из собрания Мемориального музея обороны и блокады Ленинграда. Попытка уничтожения Ленинграда и его жителей – самый яркий пример гитлеровского замысла истребления города как административной единицы на всей оккупированной территории. Выставка включает в себя кинохронику, запечатлевшую бомбардировки Сталинграда и Мурманска; о масштабах разрушения последнего известно совсем немногим.
Заключительный раздел экспозиции посвящен судьбам пленных. Вместе с еврейским населением, приговоренным к уничтожению в лагерях смерти, фашистская машина пыталась «решить вопрос» в отношении цыган, а также ментально и физически больных людей. Хорошо продуманная система лагерей тем временем поглощала миллионы жизней, включая детские.
В эту часть выставки вошли уникальные, порой страшные, предметы из собрания Музея современной истории России, а также Центрального музея Вооруженных Сил: например, одежда узников лагерей, фрагмент ткани, созданный с использованием волос заключенных.
Все это заставляет зрителя приблизиться к пониманию того ужаса, который был задуман и воплощен нацистами, и вместе с этим переосмыслить значение остановившего их замыслы подвига.
Экспонаты для проекта предоставлены Центральным музеем Вооруженных Сил, Музеем современной истории России, Мемориальным музеем обороны и блокады Ленинграда, Военно-медицинским музеем, Фондом культурного и исторического наследия Гелия Коржева и другими.
Возраст: 16+
Соорганизатор выставки — Российское военно-историческое общество:

[1] Строчки из блокадного цикла Ольги Берггольц.
Экспозиция состоит из трех основных частей: первые две раскрывают тему последовательного истребления деревень и городов, в третьей показаны судьбы пленных.
Сожженные деревни, разрушенные города, массовые убийства, голод и изнурительный труд – на территории Советского Союза солдатам вермахта было приказано проявлять предельную жестокость к гражданскому населению. В качестве основания нацистская пропаганда представляла СССР «коммунистическо-жидо-большевистским» государством, а населяющие его народы — «азиатско-славянскими, неполноценными», угрожающими всему «цивилизованному расово чистому государству».
В раздел выставки, посвященный гибели деревень, включены неизвестные фотографии военного времени, многие из которых были сделаны самими нацистами. Экспозиция представляет данные расследований последних лет, основанные на работе поисковых отрядов и ученых-историков, занимающихся периодом Второй мировой войны. Еврейский музей и центр толерантности попытался воссоздать мир русской деревни, который вместе с уничтожением целых областей исчез навсегда.
Тема ленинградской блокады, которой в последние годы было посвящено довольно много внимания, открывается через восприятие детей, переживавших страшные 900 дней в отрезанном от жизни городе. На выставке будут представлены личные вещи детей из собрания Мемориального музея обороны и блокады Ленинграда. Попытка уничтожения Ленинграда и его жителей – самый яркий пример гитлеровского замысла истребления города как административной единицы на всей оккупированной территории. Выставка включает в себя кинохронику, запечатлевшую бомбардировки Сталинграда и Мурманска; о масштабах разрушения последнего известно совсем немногим.
Заключительный раздел экспозиции посвящен судьбам пленных. Вместе с еврейским населением, приговоренным к уничтожению в лагерях смерти, фашистская машина пыталась «решить вопрос» в отношении цыган, а также ментально и физически больных людей. Хорошо продуманная система лагерей тем временем поглощала миллионы жизней, включая детские.
В эту часть выставки вошли уникальные, порой страшные, предметы из собрания Музея современной истории России, а также Центрального музея Вооруженных Сил: например, одежда узников лагерей, фрагмент ткани, созданный с использованием волос заключенных.
Все это заставляет зрителя приблизиться к пониманию того ужаса, который был задуман и воплощен нацистами, и вместе с этим переосмыслить значение остановившего их замыслы подвига.
Экспонаты для проекта предоставлены Центральным музеем Вооруженных Сил, Музеем современной истории России, Мемориальным музеем обороны и блокады Ленинграда, Военно-медицинским музеем, Фондом культурного и исторического наследия Гелия Коржева и другими.
Возраст: 16+
Соорганизатор выставки — Российское военно-историческое общество:

[1] Строчки из блокадного цикла Ольги Берггольц.