Наш третий концерт будет называться «Тень Вагнера» - и мы, не будучи связаны теми ограничениями, что есть, например, в израильском обществе и филармонической жизни - всё-таки обратимся к нему не только за именем для нашего цикла (Еврейство в музыке - это его копирайт, в чём нет никакого секрета) - но и как к автору, который в силу разных причин оказал невероятно сильное влияние на многие светлые умы и таланты, в том числе и еврейские. Вплоть до спорного - а для многих кричаще противоречивого - факта участия самых знаменитых дирижёров еврейского происхождения в спектаклях Байройтского фестиваля и других, действительно образцовых по качеству и уровню исполнениях произведений автора, которому - не забудем - также принадлежит копирайт на другой печально известный мем: окончательное решение еврейского вопроса.
Это не так просто - особенно если послушать, как звучат - и именно вместе, в одном исполнении, в сравнении и диалоге друг с другом - вагнеровский Тристан и «Просветлённая ночь» Арнольда Шёнберга или Адажиетто из Пятой симфонии Малера, им (Вагнером) вдохновлённые и при этом гораздо дальше идущие по пути раскрытия душевных тайн человека с помощью музыки. Собственно мы убедимся, что именно этот путь и эту сторону вагнеровского наследия лучшие из последователей Вагнера считали самым ценным в его наследии.
Концерт представляет Артем Варгафтик — российский музыкальный критик и телеведущий.
Исполнители — Камерный оркестр «Новая музыка» (Казань).
Дирижер — заслуженная артистка республики Татарстан Анна Гулишамбарова.
Программа:
Р. Вагнер - Вступление и сцена смерти Изольды из оперы «Тристан и Изольда» (переложение для струнных Григория Корчмара)
Р. Штраус - Заключительные страницы из Этюда для струнных «Метаморфозы» (1945)
А. Шёнберг - Из поэмы для струнных «Просветлённая ночь» по стихотворению Р. Демеля (1899)
Г. Малер - Адажиетто из Пятой симфонии (1902)