Фридриха Горенштейна знали как прозаика, автора повестей, романов, рассказов, из которых напечатан в СССР был один «Дом с башенкой», впрочем, сразу принесший ему славу. О нем, сценаристе, авторе «Соляриса» и «Рабы любви», диалогов в «Андрее Рублеве» Андрей Тарковский говорил: гений. Диссидент, умудрившийся напечататься в «Метрополе» «за компанию» и не напечататься в СССР вообще, острослов, за 500 рублей переписавший сценарий «Первого учителя» на спор, тонкий стилист и большой писатель, эмигрировал в Германию, где его и перевели на многие языки. Его пьесы были поставлены в Александринке и в Вахтанговском, в Малом. Ставили потом его и в Европе, и даже Ларс фон Триер собирался ставить сценарий Горенштейна о бароне Унгерне.
Ровно год назад в Московском академическом театре имени Вл.Маяковского состоялась мировая премьера пьесы Фридриха Горенштейна «Бердичев» – саги о послевоенной жизни еврейского местечка. Спектакль был удостоен многих премий, в частности, премии газеты «Московский комсомолец» и премии «Скрипач на крыше», учрежденной федерацией еврейских общин России.
Режиссер Никита Кобелев: «Это пьеса касается не только еврейской семьи, но и самого понятия семьи. Рахиль, основная героиня, портит жизнь дочери и очень сильно влияет на судьбу своих детей, да и всех окружающих. Но чем больше они стараются стать непохожими на родителей, тем, видимо, больше между ними появляется сходства. История рода – это почти всегда конфликт нового поколения и предыдущего. У Горенштейна он тоже есть. Но сквозь конфликты в этой семье проступает привязанность, любовь, которая глубоко скрыта, возникают очень странные, тонкие связи между людьми, которым пришлось жить долго – в одно время, в одном месте. «Бердичев» – это история рода еще и в том смысле, что при всех разрушительных процессах остается стержень отношений и, конечно, остается память. Они вспоминают тех, кого уж нет, и через одну семью в еврейском городке перед нами встает история XX века».
Модератор встречи - Лев Аннинский.