Top.Mail.Ru
RU EN
ВРЕМЯ РАБОТЫ

Экспозиция

Экспозиция

В чем-то все музеи очень похожи друг на друга. Часто это объединенное по тому или иному принципу собрание вещей и предметов на витринах под стеклом. О нашем музее этого сказать нельзя. Он другой. Он интерактивен. Сложно определить, на что он больше похож — на музей как таковой или на парк развлечений.

Информация, которую призвана донести до посетителей экспозиция, имеет разные способы подачи. Она объемна. Она обступает людей, проникает в их сознание, воздействует почти на все органы чувств. Это стало возможным  благодаря использованию современных компьютерных и аудиовизуальных технологий. Архитектурные конструкции спроектированы так, что дополняют экспозицию и усиливают вовлеченность посетителя в  атмосферу экскурсии, создают эффект погружения в прошлое.

Постоянная экспозиция музея включает 12 тематических пространств, каждое из которых соответствует определенному периоду мировой и российской истории. Здесь можно отдохнуть в одесском кафе «Фанкони», побывать на местечковом базаре, изучить биографии Михаила Ромма, Григория Зиновьева и других деятелей советской политики и культуры, подслушать разговоры на кухне и рассказы диссидентов, почтить память павших в Великой Отечественной войне. 

Статичные элементы экспозиции оживут, если прикоснуться к ним, а консультанты ответят на любые вопросы о том, как работают музейные экспонаты.

Еврейское местечко (штетл) — центральное пространство музея, откуда можно попасть в залы, посвященные жизни евреев в больших городах Российской империи и Советской России периода революции и гражданской войны. Минуя кладбище штетла, вы отправитесь сразу в послевоенное время. Так обозначены некоторые из путей, по которым двигались представители еврейской общины в России.

Границы местечка определяют выстроенные в две линии стенды раздела «Иудаизм — живая религия». Они словно оберегают штетл от внешнего влияния. Повернувшись к ним спиной, можно обнаружить идущую по всему периметру музея хроникальную ленту, где представлены основные события российской, еврейской и мировой истории, начиная с IV века и заканчивая современностью. Таким образом, в музее выделяются две линии экспозиции, основа каждой из которых — время. В одном случае — линейное, историческое, в другом — время традиции: круг жизни и цикл еврейских праздников.

Историческая линия включает в себя семь блоков: IV в.–1794 г., 1795−1913 гг., 1914−1921 гг., 1922−1941 гг., 1941−1945 гг., 1946−1984 гг., 1985 г . — наши дни. Каждой эпохе соответствуют аналитические карты, мониторы «Еврейские судьбы», рассказывающие историю в лицах, а также интерактивные инсталляции, скрытые в боковых нефах за стендами с исторической хроникой.

Кинотеатр «Начало»

Кинотеатр «Начало»

3761 г. до н.э.

Согласно Торе, мир был создан в 3761 году до н.э. Следовательно, сейчас ему чуть меньше 6 тысяч лет.

Кинозал — первое, что привлекает внимание посетителя. В нём демонстрируется 4D фильм, посвященный библейским событиям и древней истории еврейского народа, — от сотворения мира до возникновения диаспор.

Миграции: еврейская диаспора — жизнь в рассеянии

Миграции: еврейская диаспора — жизнь в рассеянии

70 г. н.э.

Скитания евреев по миру начались после разрушения Второго Иерусалимского храма. Это произошло в 70 году н.э., во время Иудейской войны — восстания против римского владычества. Кстати, именно тогда эту землю впервые назвали Палестиной — таким способом  Рим пытался вытеснить память о присутствии здесь евреев.

На огромном интерактивном столе в виде карты отображается история миграции евреев. Прикасаясь к определенным частям стола, вы сможете узнать о жизни еврейских общин в разных уголках мира: от Америки до Китая.

Иудаизм — живая религия

Иудаизм — живая религия

Иудаизм — одна из древнейших монотеистических религий человечества. Один из внешних символов этой религии с XIX века — шестиконечная Звезда Давида. Более древним символом иудаизма является семисвечник (менора), который, согласно Торе, стоял в Скинии и Иерусалимском храме.

Эта линия экспозиции позволит познакомиться с религиозной еврейской традицией и проследить, как она соблюдалась на протяжении веков. Уникальная коллекция предметов иудаики раскроет мир символов и образов еврейской культуры: как аутентичных, так и возникших под влиянием окружающих народов. Здесь можно узнать, как устроены основные еврейские тексты — Тора и Талмуд, а также — о главных вехах традиционного уклада жизни и цикле еврейских праздников.

Штетл: Еврейское местечко

Штетл: Еврейское местечко

Царская полиция следила, чтобы черта оседлости не нарушалась. В Москве, например, на улицах и вокзалах ловили прохожих с «семитскими лицами» и препровождали в участки для проверки документов.

В переводе с идиша «штетл» — это городок или местечко. Так называли места обитания евреев в царской России после принятия указа, запрещающего им жить в крупных городах, и устанавливающего так называемую черту оседлости. В этой части экспозиции воссоздано типичное местечко с его приземистыми домиками, рынком, синагогой, школой. На огромные, в два человеческих роста, витрины проецируются уникальные кадры из жизни евреев того времени — торговцев, раввинов и музыкантов.

Корни российского еврейства

Корни российского еврейства

«Нет, может быть, ещё такой страны, где религиозная свобода и религиозная ненависть встречаются в такой степени, как в Польше». Соломон Маймон

Небольшие еврейские общины (евреи горские, грузинские, крымчаки, отдельная этнорелигиозная группа — караимы) издавна жили у южных границ империи — на Кавказе и в Средней Азии. При этом у западных её пределов — в Польше — существовали довольно крупные общины евреев, чьи предки происходили из Франции и Германии. В конце XVIII в. после раздела Польши Российской империи досталась львиная доля польских земель и вместе с ними — польские евреи. До сих пор ашкеназы — европейские евреи — составляют большую часть еврейской общины России.

Города и дали: евреи в Российской Империи

Города и дали: евреи в Российской Империи

1795 – 1913 гг.

До конца XIX века термин «сионизм» имел довольно узкое, практическое толкование и означал движение за создание еврейских сельскохозяйственных поселений на территории Палестины.

После принятия Базельской программы на Первом сионистском конгрессе, прошедшем в 1897 году, это понятие приобрело тот смысл, который вкладывается в него и поныне.

Мы воссоздали типичную городскую кофейню конца XIX – начала XX века — знаменитое одесское кафе «Фанкони». Все столы в нем интерактивные, с их помощью можно управлять информацией: выбирать фильмы для просмотра и участвовать в опросах. Вы узнаете о вопросах, которые волновали еврейскую общину в то время: об ассимиляции, эмиграции, марксизме, сионизме, способах интеграции в российское общество.

Война и революция: потрясения и перемены

Война и революция: потрясения и перемены

1914 – 1921 гг.

В 1917 году Временным правительством была отменена черта оседлости: царские указы, ограничивавшие свободу передвижения евреев, потеряли свою силу.

Евреи активно участвовали в политической жизни страны, пополняя ряды различных партий, создавая свою политическую карту, где нашлось место всем: от социалистов-бундовцев до сионистов и либералов. Зал, посвящённый данному периоду, включает свидетельства политической и повседневной жизни евреев, а также стенды, посвящённые еврейскому авангардному искусству. Светская еврейская культура в этот период переживает необычайный подъём. Поддерживаемая официальной властью, она создавала противовес сионизму и иудаизму. В то же время у евреев появляется своя этнография — экспедиция Семёна Ан-ского в местечки бывшей черты оседлости.

Советский Союз

Советский Союз

1922 – 1941 гг.

Еврейские сельскохозяйственные колонии в Украине и Крыму были плодом совместной инициативы советской власти и зарубежных еврейских благотворительных организаций. В общей сложности было организовано более 200 колоний, в которых поселилось свыше 200 тысяч евреев. Образ еврея-земледельца занял центральное место в советской пропаганде против антисемитизма.

С окончанием Гражданской войны и началом индустриализации евреи наравне с другими народами СССР становятся частью единой советской нации. Советское государство даёт евреям массу тех возможностей, которых они были лишены в царской России, в обмен на часть идентичности: иудаизм становится «врагом вдвойне» — и как религия, и как опора для национального, то есть буржуазного, самосознания.

Всё многообразие интеграции ранее отделённого народа в жизнь молодого государства демонстрирует интерактивный стол в форме пятиконечной звезды. Деятели из разных сфер общества связаны пятью цветными линиями: жёлтая — искусство и культура, зелёная — наука, красная — сельское хозяйство, белая — политика, синяя — религия. Нажимая на фотографию любого героя, можно получить справку о его жизни и достижениях. На столбах, окружающих звезду, — несколько хроникальных фильмов, иллюстрирующих эпоху: здесь борьба с религией, еврейские колхозы как часть процесса коллективизации, быстрое индустриальное развитие страны и много других сюжетов.

Холокост и Великая Отечественная война

Холокост и Великая Отечественная война

1941 – 1945 гг.

«Гитлер думал сделать из евреев мишень, евреи показали ему, что мишень стреляет. «…» Когда-то евреи мечтали об Обетованной Земле. Теперь у евреев есть Обетованная Земля: передний край. Там они могут отомстить немцам за женщин, за стариков, за детей». Илья Эренбург

Правая часть зала рассказывает об участии евреев в промышленности и непосредственно в военных действиях. Ландшафт под трёхчастным экраном показывает смену времён года. В левом крыле зала – свидетельства Холокоста и вооруженного сопротивления на оккупированных нацистами землях.

По залу расставлены аудиостойки с песнями и стихами военных лет, включая запись чтения «Бабьего Яра» Евгением Евтушенко. Также одна из стоек транслирует одноимённую симфонию Дмитрия Шостаковича. Представленные в экспозиции личные письма и истории показывают, как преломляются исторические события в судьбах отдельных людей.

В тишине зала памяти звучат имена погибших во время Второй мировой войны и Холокоста. В комнате установлены два монитора с доступом в базы музея «Яд Вашем» в Иерусалиме, Обобщённого банка данных «Мемориал» и «Подвиг народа». Каждый может зажечь свечу в память о погибших.

Послевоенный период: от катастрофы к возрождению

Послевоенный период: от катастрофы к возрождению

1946 – 1984 гг.

«… Для нашего еврейского поколения… После Шестидневной войны мир изменился, он стал другим: в мире появился новый центр, новый стержень нашей жизни — Израиль». Эльазар Йосефи

40 послевоенных лет — время несбывшихся надежд. После сталинских антисемитских кампаний многие евреи, до того лояльные по отношению к советской власти, почувствовали себя обманутыми. Погрузиться в мрачную атмосферу того времени позволит особая организация пространства, переносящая посетителей в камеры Лубянской тюрьмы. Когда на советских евреев обрушиваются «Дело врачей», доклад Жданова, расстрел антифашистского комитета, на другом конце земного шара создаётся государство Израиль, обещающее стать домом для всех евреев.

Затем посетитель попадает в типичную советскую квартиру 70-х годов. Жители этой квартиры, возможно, никогда бы не осознали себя евреями, если бы им об этом не напомнили, например, соседи по коммуналке. Они ведут привычный образ жизни: слушают «Голос Америки», читают Шолом-Алейхема, рассказывают анекдоты на кухне и ждут посылки от эмигрировавших родственников.

Третья инсталляция показывает совсем других советских евреев — меньшинство, которое, вопреки официальной идеологии, хотело вернуться к своим корням: выучить иврит, познакомиться с национальной культурой. Такие занятия проходили, естественно, в условиях конспирации. Многие из тех, кто хотел эмигрировать, становились отказниками. О том, как это было, рассказывают герои фильма «Голоса в лесу».

От перестройки до наших дней

От перестройки до наших дней

1982 г. – до наших дней

Для Советского Союза 1985 год стал началом политической либерализации, предпринятой М.Горбачевым. Существенное ослабление государственной цензуры и других форм надзора способствовало возрождению еврейской культуры, образования и религии.

Тематический павильон «От перестройки до наших дней», являющийся логическим завершением интерактивной экспозиции музея, представляет собой кинозал со спецэффектами, внутри которого демонстрируется фильм о переломном этапе новейшей истории России. На панорамном экране перед зрителем разворачиваются события, сопутствовавшие становлению нового государства: от эпохи Брежнева к периоду перестройки и далее — до настоящего времени. Путчи 1991 и 1993 годов спровоцировали кардинальные изменения в политике и экономике страны, которые кого-то вдохновляли, а кому-то внушали беспокойство. В фильме от «Перестройки до наших дней» своими воспоминаниями об этом периоде истории России и её еврейской общины делятся: А. Адамская, В. Вексельберг, А. Венедиктов*, Ю. Винокурова, Б. Горин, Ф. Дектор, М. Идов, С. Клебанов, А. Макаревич*, Л. Рубинштейн, Н. Сванидзе, М. Членов и др.

Проект реализован при финансовой поддержке Германа Борисовича Хана.


* — выполняет функции иноагента.