Уважаемые посетители, обратите внимание на изменения в графике работы: во вторник, 24 октября, музей откроется в 13:00.
RU EN
ВРЕМЯ РАБОТЫ
Купить билет

Форма

Территория, выделенная под музей правительством Москвы, находилась вблизи от уже построенного к тому моменту Московского еврейского общинного центра. Это был Бахметьевский автобусный парк, основной гараж которого, площадью около 8500 кв.м., был построен в 1927-м году по проекту великого русского конструктивиста Константина Мельникова и инженера Владимира Шухова.

Названием парк обязан улице, на которой он находился — бывшей Бахметьевской, ныне улице Образцова. Общине его передали в январе 2001-го года, через два года после вывода оттуда транспортного хозяйства.

К моменту передачи здание находилось в плачевном состоянии: местами отсутствовала  кровля, внутри царил разгром, характерный для заброшенных производственных помещений.

Сложившаяся ситуация ставила новые задачи перед Федерацией Еврейских Общин России: восстановить  здание Бахметьевского гаража и «вписать» музей в исторический облик памятника российского конструктивизма.

Осуществить реставрацию предложили благотворительному Фонду развития и поддержки искусства «Айрис», основанному Дарьей Жуковой, которая в настоящее время является членом Попечительского совета Еврейского музея и центра толерантности. Была проведена санация земли, к гаражу подвели необходимые инженерные коммуникации. В обновленном здании бывшего автобусного парка летом 2008 открылся Центр современной культуры «Гараж».

photo2.jpg

Тем временем был объявлен закрытый конкурс на проект реконструкции здания гаража для придания ему облика современного культурного центра. К участию в конкурсе пригласили Даниэля Либескинда (автора Еврейских музеев  Берлина и Сан-Франциско), бюро Diller Scofidio + Renfro (авторов парка Хайлайн в Нью-Йорке), англичанина Дэвида Чипперфильда и других известных архитекторов. Каждый из них по-своему видел будущее соавторство с конструктивистом Константином Мельниковым: предлагались пристройки, надстройки, «стеклянные колпаки», эскалаторы, возносившие посетителей к новым помещениям через окна в оригинальной крыше, насыщение музея сложной пространственной символикой. Проведенный в начале 2000-х тендер в соревновании с BRC Imagination Arts и Jack Rouse Assosiates выиграла концепция компании The Hettema Group. Однако, переход на следующий проектный этап задержался, и компания переключилась на другую работу. Следы первоначальной концепции прослеживаются и в сегодняшней планировке музея, но в окончательном варианте Еврейский музей в гораздо меньшей степени напоминает аттракцион, чем могло бы быть, в случае  реализации проекта The Hettema Group.

В 2009 году бюро Graft Lab публикует окончательный проект музея. Согласно ему, гараж оставался нетронутым, и изменениям должен был подвергнуться лишь рельеф пола  – для того, чтобы создать сложный сценарий движения посетителя и продемонстрировать перипетии судьбы еврейского народа в России.

Проанализировав множество предложений архитекторов,  создатели концепции музея приняли решение, что воплощением замысла будет руководить Ральф Аппельбаум, компания которого уже несколько лет ведет работу над содержанием экспозиции Еврейского музея и центра толерантности.

photo3.jpg

Содержание

Базирующаяся в Нью-Йорке компания Ralph Appelbaum Associates (RAA) выполнила проект мемориала Холокоста и Музея новостей в Вашингтоне, музея транспорта в Лондоне и еще многих других культурных институций по всему миру.

Прежде чем приступить к работе над проектом музея, агентство RAA исследовало интерес российской культурной общественности к различным музейным форматам, а также провело большую аналитическую работу для понимания специфики московского и российского контекста.

В то же время для работы с информацией Аппельбаум собрал представительный интернациональный экспертный совет. В него вошли: россиянин профессор Олег Будницкий (директор Международного исследовательского центра российского и восточноевропейского еврейства), американец профессор Натан Меир (стипендиат фонда Лорри Локи, доцент Программы семьи Гарольда Шнитцера по иудаике в Портлендском университете штата Орегон), израильтянин доктор Джонатан Декель-Хена (старший преподаватель Еврейского университета и директор Исследовательского центра российского и восточноевропейского еврейства) и многие другие. За качество работы экспертного совета отвечал председатель научно-исследовательской группы профессор Бенджамин Натанс (стипендиат фонда Рональда С. Лаудера, адъюнкт-профессор истории Пенсильванского университета).

photo1.jpg

Работа по сбору и сортировке материала велась более десяти лет. За это время в России открылись  несколько ранее недоступных советских архивов, что позволило сделать экспозицию гораздо богаче, чем она могла бы быть в начале 2000-х. Впервые история российского еврейства обрела достаточно объективную цельную форму.

Спектр специализаций вовлеченных в процесс исследователей позволил обойтись без оценочных акцентов в экспозиции. На протяжении всей работы собиралась коллекция еврейских артефактов, которые теперь украшают музей. Около десяти команд на разных этапах продумывали, как сформулировать весь собранный материал в  действительно многослойное повествование, которое было бы интересно посетителям с разной глубиной личного знания и эмоциональной вовлеченности.

Музей был открыт 11 ноября 2012 года. В результате долгой и кропотливой работы был создан большой образовательный комплекс, помимо постоянной экспозиции, включающий в себя Центр толерантности, Центр авангарда, детский, исследовательский и образовательный Центры, а также пространство для временных экспозиций. Первым проектом стала экспозиция «Ле Корбюзье — архитектор книги», представившая оригинал созданной знаменитым швейцарцем «Поэмы прямого угла». С большим успехом прошли такие знаковые выставки, как «Везде чужие» (из коллекции фонда Pomeranz collection), «Performance Now» совместно с ICI и PERFORMA, «Энди Уорхол: 10 знаменитых евреев ХХ века» при поддержке Фонда семьи Блаватник и «Авангард и Авиация». Уже с 2011 года в  музей стали поступать дары: начиная от личных переписок времен Великой Отечественной войны, и заканчивая оригиналом легендарного фотоснимка Евгения Халдея «Знамя победы над рейхстагом». При содействии президента России Владимира Путина в музей была перенесена  библиотека Шнеерсона — коллекция древнееврейских книг и рукописей, собранных любавическим раввином Йозефом Ицхаком Шнеерсоном, долгое время находившаяся в фондах Российской государственной библиотеки.

ЗАПИСАТЬСЯ

ЗАПИСАТЬСЯ

КУПИТЬ

КУПИТЬ

ОСТАВИТЬ ОТЗЫВ

ОСТАВИТЬ ОТЗЫВ

Вход СМИ

Вход на форум




Регистрация

Регистрация СМИ

Регистрация СМИ

Заказать товар

Предложения и заказы