Творчество Павла Филонова представляет один из самых сложных вариантов абстрактного авангардного искусства ХХ века. Его работам присущи признаки разных стилевых направлений и при этом они не укладываются ни в одно из них. Академическая выучка рисовальщика не мешала его экспериментам в области примитивистских форм, символистское мышление эпохи модерна вплеталось им в упрощенно-плакатные образы пропагандистского искусства, а авангардистское органическое понимание природы творчества приобретало в его произведениях форму сверх-рационального композиционного решения. Свой метод он назвал «аналитическим искусством». «Араратом выглядит Филонов - писал Виктор Шкловский в 1919 году после посещения 1-й Государственной выставки,- в нем сейчас сила русской, а не привозной живописи». Исключительный феномен его личности и мир его «сделанных картин» притягателен для нескольких поколений - через его школу в 1920-1930-ые годы прошло около двух сот заинтересованных последователей, в 1960-е его имя звучало как пароль в среде интеллектуалов, в 1980-ые его гениальное мастерство стало искушением для многих мастеровитых поддельщиков, в 2000-е его многомерные сложные образы оказываются необыкновенно востребованными для оформления самых разных книг.
Лектор: искусствовед, биограф и исследователь творчества Павла Филонова, историк коллекции Георгия Костаки, куратор выставок, автор статей в «Энциклопедии русского авангарда» - Ирина Александровна Пронина.