EN
Часы работы
  • Воскресенье-четверг: 12:00 – 22:00 (касса до 21:00)
  • Пятница: 10:00 – 15:00 (касса до 14:00)
  • Суббота и еврейские праздники: выходные
  • Купить билеты
Контакты
EN
Проект «Пять шагов толерантности» для старших школьников и студентов, 2016-17 год
Центр толерантности
Проект «Пять шагов толерантности» для старших школьников и студентов, 2016-17 год

«5 шагов толерантности» — интерактивные занятия для молодежи 15-20 лет, распределенные по 4 ступеням.
Участники последовательно проходят разнообразные тренинги толерантности, осуществляет малые добрые дела, учатся лидерству, узнают особенности социального проектирования, изучают правовую грамотность подростка, а также говорят о ресурсах, которые необходимы для волонтерских проектов.

АКТУАЛЬНОСТЬ:

В настоящее время одной из сложных социально-политических проблем российского общества стала проблема проявления среди молодежи неприятия людей других национальностей, верований или иных взглядов. Зачастую это проявляется в жестокости, возникновении экстремистских молодежных образований. Молодежная среда в силу своих социальных характеристик и остроты восприятия окружающей обстановки является наиболее подверженной деструктивному влиянию и формированию радикальных взглядов и убеждений. Так, студенты профессиональных образовательных организаций являлись участниками событий, происходивших в октябре 2013 года в Бирюлево.

Также в последнее время активизировалась деятельность неформальных молодежных групп, объединяющих представителей различных молодёжных субкультур, основанных на увлечении каким-либо музыкальным течением или альтернативными видами спорта, деятельность которых заключается в проведении силовых и пропагандистских акций, создающих конфликтные ситуации.
В профессиональных образовательных организациях обучаются студенты в возрасте 15-18 лет, которые, как и другая молодежь, могут попасть под влияние организаций, насаждающих чуждые российскому обществу ценности.

Педагогические коллективы профессиональных образовательных организаций выражают потребность в проведении постоянной профилактической работы со студентами, а также в формировании у них толерантного отношения к различиям. Лучшим способом для этого является получение и анализ личного опыта по тематике толерантного отношения к различным социальным группам, что, в свою очередь, наиболее эффективно реализуется с помощью интерактивных тренинговых программ.

Реализация данной Программы призвана была содействовать обозначенному запросу.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:

Цель Программы: формирование у студентов толерантного сознания и поведения, а также нетерпимости и негативного отношения к экстремистским проявлениям.

Задачи Программы:

  1. Формирование у обучающихся знаний о толерантности и способах её проявления в различных жизненных ситуациях.
  2. Расширение представлений студентов о социальном многообразии современного общества.
  3. Формирование межкультурной компетентности учащихся.
  4. Формирование толерантного отношения к социально-уязвимым группам общества.
  5. Становление принятия разнообразия взглядов, убеждений, способностей и возможностей как ресурса.
  6. Формирование у студентов социальной ответственности и активной гражданской позиции.
  7. Содействие созданию в учебном заведении системы укрепления и трансляции ценностей толерантности.
  8. Содействие формированию активной лидерской молодежной инфраструктуры в рамках образовательных организаций.

ЦЕЛЕВАЯ ГРУППА ПРОГРАММЫ:

Старшие школьники и студенты московских  образовательных организаций

Программа «Пять шагов толерантности» реализовалась с декабря 2015 по июнь 2016 года при поддержке Комитета общественных связей г. Москвы.

В Программу вошли две ступени для разных участников.

Первая ступень Программы состоит из четырех модулей и итогового мероприятия «Фестиваль добрых дел». Каждый модуль включает тренинговое занятие по толерантности и практикум по социальному проектированию. Тренинговые занятия посвящены различным аспектам толерантности:

  1. Позвольте представиться, или Здравствуйте, это Я: тренинг межличностной толерантности, социальной и этнической идентичности. 1 модуль
  2. Жизнь в мире различий. Тренинг принятия разнообразия. Команда. Разнообразие как основной ресурс команды. 2 модуль
  3. Разные, но равные: тренинг толерантности по отношению к социально-уязвимым группам. 3 модуль
  4. На перекрестке культур: тренинг межкультурной компетентности. 4 модуль

Практикумы, следующие за каждым тренинговым модулем «Пяти шагов толерантности», посвящены малым добрым делам. Каждый из них является универсальным по технологии, но при этом призван помочь участникам придумать и провести собственные уникальные активности.

После каждого практикума участники получали домашнее задание для самостоятельной проработки. Домашние задания обсуждались во время следующих практикумов. Результатом работы являлось выступление на итоговом мероприятии «Фестиваль добрых дел» (5 модуль). Согласно результатам работы экспертов, разрабатывающих критерии оценки представленных малых дел и являющихся членами жюри на завершающем мероприятии по Программе, выбирались и награждались 10 лучших проектов. 

Вторая ступень Программы включает четыре модуля и итоговое мероприятие «Чемпионат лидерства». По структуре занятия второй ступени состоят из тренингового занятия по лидерству и практикума по проведению социально-значимых тематических мероприятий.

Темы тренингов:

  1. Я и лидерство. 1 модуль
  2. Ответственность лидера. 2 модуль
  3. Умения лидера. 3 модуль
  4. Лидер и управление. 4 модуль

В рамках практикума на второй ступени студенческие лидеры обучаются созданию и проведению тематических мероприятий в области культуры мира, активной социальной и гражданской позиции, профилактики ксенофобии и экстремизма.

На протяжении реализации Программы участники второй ступени готовили и проводили в качестве инициативной группы в своих образовательных организациях четыре мероприятия, приуроченных к ключевым датам каждого месяца.

Участники второй ступени Программы проявляют инициативу в области трансляции идей толерантности в рамках своих учебных заведений, а также содействуют реализации социальных проектов участников первой ступени. Итоговое мероприятие подводит результат их деятельности. Экспертное жюри выбирает и награждает 10 лучших молодежных лидеров, демонстрирующих презентации своей деятельности в рамках «Чемпионата лидерства» (5 модуль).

В Программе принимали участие группы старших школьников и студентов г. Москвы. Каждая группа посещала занятия один раз в месяц.

Группа участников из одного учебного заведения проходила все пять модулей своей ступени за период реализации Программы. Разные обучающиеся из одной организации могли посещать первую и вторую ступень Программы и вместе участвовать в малых добрых делах.

Третья ступень включает 2 спецкурса, 4 модуля и 2 итоговых мероприятия.

По структуре занятия третьей ступени состоят из тренингового занятия и практикума.
Тренинговые занятия посвящены развитию разных аспектов правовой грамотности и закреплению навыков социального проектирования.

Спецкурс "Основы социального проектирования"

1 модуль От идеи к проекту
2 модуль Реализация социального проекта

Спецкурс "Основы правовой грамотности"

1 модуль Под защитой закона
2 модуль Работа и закон

Каждый из спецпрактикумов является универсальным по технологии, но при этом призван помочь участникам разработать уникальный социальный проект. Группа могла по желанию посетить как один из спецкурсов на выбор, так и оба.

Итоговые мероприятия - Конкурс социальных проектов "Конструкторы будущего" и Деловая игра "В русле закона" подводит результат их деятельности. Экспертное жюри выбирало и награждало лучшую команду спецкурса.

Задачи:

- обучение школьников и студентов основам технологии социального проектирования как выражения собственной активной позиции в общественной жизни;
- содействие школьникам и студентам в создании и реализации собственных социально-значимых проектов и инициатив, сопровождение проектных команд на всех этапах разработки и реализации проектных идей;
- содействие формированию у молодого поколения активной гражданской позиции, ценностей патриотизма и культуры мира;
- повышение правовой грамотности несовершеннолетних в области трудового законодательства;
- мотивация к ответственному отношению к юридическим аспектам трудовых отношений

Целевые группы: студенты колледжей, старшеклассники (9-11 класс), участие командное, состав команд 12-15 человек.

Время проведения: сентябрь-ноябрь

Продолжительность: 2 часа.

Четвертая ступень Программы включает 2 спецкурса, 4 модуля и 2 итоговых мероприятия.

По структуре занятия четвертой ступени состоят из тренинговых занятий и финальных мероприятий.

Тренинговые занятия посвящены расширению представлений о ресурсах, необходимых для волонтерских проектов, индивидуальных и коллективных социально-значимых молодежных инициатив, созданию сплоченных и эффективных команд.

Спецкурс "Команда для добрых дел"

1 модуль «Я в команде»

2 модуль «Мы в команде»

Спецкурс "Ресурсы для добрых дел"

1 модуль «А что нам надо?»

2 модуль «Обыкновенные чудеса: люди помогают людям»

Каждый из спецпрактикумов является универсальным по технологии, но при этом призван помочь участникам в освоении технологий по созданию, продвижению, реализации социальных проектов и инициатив. Группа могла по желанию посетить как один из спецкурсов на выбор, так и оба.

Итоговые мероприятия - Конкурс проектных команд "Команда мечты" и Деловая игра "Инструменты добра" подводят результаты их деятельности. Экспертное жюри выбирает и награждает лучшие команды спецкурсов.

Задачи:

·         Формирование у участников системы представлений о команде и командной работе;

·         Осознание собственных уникальных личностных качеств участников и пользы от их вклада в достижении общекомандного результата;

·         Содействовие лучшему пониманию участниками задач, стоящих перед командами на пути к цели, активизировать команды к совершению реальных шагов по реализации добрых дел.

·         Проработка мотивации к осуществлению добрых дел как базового ресурса;

·         Знакомство с технологиями привлечения ресурсов для добрых дел;

·         Формирование установок сотрудничества, осознание сотрудничества как эффективной технологии привлечения ресурсов;

·         Знакомство с технологией краудфандинга как инструментом привлечения ресурсов для добрых дел;

·          Формирование навыков презентации своих социльно-ориентированных идей широкой общественности;

·         Знакомство с российской краудфандинговой платформой и представленными на ней проектами.

Целевые группы: студенты колледжей, старшеклассники (8-11 класс), участие командное, состав команд от 12-15 человек.

Посмотреть отчет о Проекте

С 2014 года проект по профилактике экстремизма, укреплению межнационального согласия и гражданского единства осуществлялся при поддержке Комитета общественных связей города Москвы. Проект «5 шагов толерантности» реализовался на средства субсидии из бюджета города Москвы, полученной по итогам проводимого Комитетом общественных связей Конкурса для социально ориентированных некоммерческих организаций.