
Проект: «Литературный и художественный материал книги Джозефа Пеннелла The Jew at Home: новые контексты и ревизия оценок»
Джозеф Пеннелл (1857-1926) — центральная фигура для истории американской графики рубежа XIX-XX веков. Как иллюстратор он три десятилетия проработал в Европе, был учеником Джеймса Уистлера, а вернувшись в США, стал одним из первых художников, сформировавших новую поэтику грандиозного в изображении американской индустрии. Для современников Пеннелл также был и популярным литератором. Наиболее проблемное среди его сочинений — книга The Jew at Home, вышедшая в 1892 году в Лондоне и Нью-Йорке с авторскими иллюстрациями.
Эта книга представляет собой травелог — описание впечатлений Пеннелла от поездки по Восточной Европе (венгерскому Закарпатью, австрийской Галиции и российскому Западному Краю) как естественной «среде обитания» евреев, а ее иллюстрации, по оценкам искусствоведов, являются первым в искусстве США обращением к еврейской тематике.
Данные иллюстрации, однако же, никогда не становились объектом отдельного изучения, а сама книга в целом воспринималась как набор антисемитских стереотипов. Между тем, в работе Пеннелла присутствует острая этнографическая наблюдательность, открывшая путь к дальнейшей репрезентации евреев Восточной Европы в графике и фотографии. Задачей исследования станет ревизия поверхностных оценок иллюстраций Пеннелла за счет их реконтекстуализации. Эти изображения будут рассмотрены в свете «еврейского вопроса» в США в конце XIX века, в контексте традиций туристских травелогов, а также собственно американского искусства и крайне мало изученных российско-американских художественных контактов рубежа столетий.
Джозеф Пеннелл (1857-1926) — центральная фигура для истории американской графики рубежа XIX-XX веков. Как иллюстратор он три десятилетия проработал в Европе, был учеником Джеймса Уистлера, а вернувшись в США, стал одним из первых художников, сформировавших новую поэтику грандиозного в изображении американской индустрии. Для современников Пеннелл также был и популярным литератором. Наиболее проблемное среди его сочинений — книга The Jew at Home, вышедшая в 1892 году в Лондоне и Нью-Йорке с авторскими иллюстрациями.
Эта книга представляет собой травелог — описание впечатлений Пеннелла от поездки по Восточной Европе (венгерскому Закарпатью, австрийской Галиции и российскому Западному Краю) как естественной «среде обитания» евреев, а ее иллюстрации, по оценкам искусствоведов, являются первым в искусстве США обращением к еврейской тематике.
Данные иллюстрации, однако же, никогда не становились объектом отдельного изучения, а сама книга в целом воспринималась как набор антисемитских стереотипов. Между тем, в работе Пеннелла присутствует острая этнографическая наблюдательность, открывшая путь к дальнейшей репрезентации евреев Восточной Европы в графике и фотографии. Задачей исследования станет ревизия поверхностных оценок иллюстраций Пеннелла за счет их реконтекстуализации. Эти изображения будут рассмотрены в свете «еврейского вопроса» в США в конце XIX века, в контексте традиций туристских травелогов, а также собственно американского искусства и крайне мало изученных российско-американских художественных контактов рубежа столетий.
Автор проекта: Никита Аграновский, аспирант ЕУ СПб.
Источник изображения: Библиотека Университета Калифорнии