На выставке представлено 98 работ из Русского музея, Третьяковской галереи, ГМИИ им. А.С. Пушкина, Государственного Эрмитажа, Научно-исследовательского музея при Российской академии художеств, Вятского художественного музея, Краснодарского краевого художественного музея, Томского областного художественного музея, Ярославского художественного музея, Витебского областного краеведческого музея, Музея-усадьбы «Кусково», а также частных коллекций.
Среди художников, чьи произведения показаны в экспозиции, — Марк Шагал, Казимир Малевич, Лев Юдин, Константин Рождественский, Анна Лепорская, Илья Чашник, Николай Суетин, Валентин Курдов, Вера Ермолаева, Михаил Векслер, Павел Филонов, Михаил Матюшин, Эдуард Криммер, Роберт Фальк, Дмитрий Санников, Иван Гаврис и другие. Государственная Третьяковская галерея после проведенной реставрации предоставила на выставку пострадавшую в декабре 2021 года работу Анны Лепорской «Три фигуры».
Впервые выставочный проект был показан в арт-галерее Ельцин Центра (5 ноября 2021 — 20 февраля 2022). Московская версия существенно дополнена и расширена, в том числе графикой из Третьяковской галереи, супрематистским фарфором из Государственного Эрмитажа и Музея-усадьбы «Кусково», живописью из Витебского областного краеведческого музея.
Важнейшей частью московской выставки стал специальный проект «Я — Малевич» — новаторский эксперимент, сочетающий исследования, игровые элементы и цифровые технологии, который предлагает зрителям увидеть выставку глазами одного из десяти художников, чьи работы представлены в экспозиции. С помощью своего смартфона, наушников и QR-кода игры «Я – Малевич» посетитель может выбрать, от чьего лица посмотреть выставку. Путешествие с каждым героем продолжительностью около 15 минут позволяет зрителю — как впервые встретившемуся с авангардом, так и искушенному — погрузиться в хитросплетения художественной жизни начала ХХ века, пройти жизненный и творческий путь выбранного персонажа, по-новому взглянуть на авангардные произведения и понять, как зарождалось новое искусство 100 лет назад. Специальный проект доступен по входному билету на выставку и рекомендован для зрителей старше 10 лет.
Центральная тема выставки — история одного из наиболее ярких этапов деятельности Казимира Малевича по созданию новаторской школы авангардного искусства: от формирования объединения УНОВИС («Утвердители нового искусства») в Витебском художественном училище, куда Малевич был приглашен преподавать в 1919 году, до периода постсупрематизма 1930-х, когда около мастера остались только самые верные ученики.
Трактат «Мир как беспредметность», написанный Казимиром Малевичем в 1921–1922 годах, подвел итог более чем десятилетней живописной эволюции художника. Супрематизм стал одной из основ авангарда, глобально определил путь его развития, сделал его уникальным и неповторимым, а для учеников и последователей мастера теория беспредметности превратилась в своего рода религию.
Одним из главных источников информации о зарождении и развитии супрематизма являются дневники ученика Малевича, художника Льва Юдина, впервые опубликованные в 2017-м Ириной Карасик («Лев Юдин. “Сказать — своё…” Дневники. Письма. Документы. Свидетельства современников»). С опорой на исторические документы кураторы прослеживают формальные и неформальные связи художников, стремясь заполнить фактологические лакуны и детализировать представление о круге Малевича.
Экспозиция представляет три периода:
• от Витебской художественной школы до основания УНОВИСа и роста его популярности в 1919–1921 годах;
• создание Государственного института художественной культуры (Гинхук, 1922) в Петрограде и становление научной работы в институте под руководством Казимира Малевича;
• после закрытия Гинхука в 1926 году, когда супрематизм и другие авангардные направления становятся объектом обвинений в формализме и вытесняются официальным советским искусством.
К выставке издан каталог, статьи для которого подготовлены британским историком искусства и президентом Общества Малевича Кристиной Лоддер, историком искусства и автором-составителем «Энциклопедии русского авангарда» Андреем Сарабьяновым, профессором Института искусства Курто в Лондоне Натальей Мюррей, историками искусства Ириной Карасик (Государственный Русский музей) и Татьяной Горячевой (Государственная Третьяковская галерея).
Кураторы: Андрей Сарабьянов, Наталья Мюррей
Научный консультант: Ирина Карасик
Время проведения: 20 октября 2022 — 19 февраля 2023
В сотрудничестве с:


Проект реализован при поддержке бизнесмена и основателя Благотворительного фонда «САФМАР» М.С. Гуцериева:

Инклюзивная программа выставки осуществляется при поддержке Банка ВТБ:

При поддержке: При поддержке:


Генеральный информационный партнер: Стратегический информационный партнер:


Информационные партнеры:






Лекции
-
Образовательный центр
Казимир Малевич. Из супрематизма в космос
Лекция куратора выставки «Мир как беспредметность. Рождение нового искусства» Андрея Сарабьянова.
Бесплатно -
Образовательный центр
Прикладной авангард: текстиль
Первое занятие в рамках нового цикла занятий для подростков.
Бесплатно -
Образовательный центр
Энциклопедия авангарда: открытия, лица, события
Первая лекция в рамках цикла «Искусство прорыва: 5 лекций Татьяны Быковской об авангарде».
500 руб.- Разовое посещение / полный 500 руб.
- Разовое посещение / льготный 250 руб.
- Абонемент / полный 2000 руб.
- Абонемент / льготный 1000 руб.
-
Образовательный центр
Прикладной авангард: керамика
Второе занятие в рамках нового цикла занятий для подростков.
Бесплатно -
Детский центр
Детская мастерская перформанса
Ставим перформанс в духе театрального авангарда начала прошлого века.
-
Образовательный центр
Русский авангард в символах и образах
Вторая лекция в рамках цикла «Искусство прорыва: 5 лекций Татьяны Быковской об авангарде».
500 руб.- Разовое посещение / полный 500 руб.
- Разовое посещение / льготный 250 руб.
- Абонемент / полный 2000 руб.
- Абонемент / льготный 1000 руб.
-
Образовательный центр
Искусство на службе революции
Онлайн-лекция куратора выставки «Мир как беспредметность. Рождение нового искусства» Натальи Мюррей.
Бесплатно -
Образовательный центр
Прикладной авангард: архитектура
Третье занятие в рамках нового цикла занятий для подростков.
Бесплатно -
Образовательный центр
Жизнь вещей: главное в дизайне русского авангарда
Третья лекция в рамках цикла «Искусство прорыва: 5 лекций Татьяны Быковской об авангарде».
500 руб.- Разовое посещение / полный 500 руб.
- Разовое посещение / льготный 250 руб.
- Абонемент / полный 2000 руб.
- Абонемент / льготный 1000 руб.
-
Образовательный центр
Кислота, нож, торт, или Вандализм в истории искусства
Первая лекция Виктории Анисимовой в рамках цикла «История искусства в аферах и преступлениях».
Бесплатно -
Образовательный центр
Сергей Дягилев и авангардисты
Четвертая лекция в рамках цикла «Искусство прорыва: 5 лекций Татьяны Быковской об авангарде».
500 руб.- Разовое посещение / полный 500 руб.
- Разовое посещение / льготный 250 руб.
- Абонемент / полный 2000 руб.
- Абонемент / льготный 1000 руб.
-
Образовательный центр
Русский авангард и европейский модернизм: точки пересечения
Пятая лекция в рамках цикла «Искусство прорыва: 5 лекций Татьяны Быковской об авангарде».
500 руб.- Разовое посещение / полный 500 руб.
- Разовое посещение / льготный 250 руб.
- Абонемент / полный 2000 руб.
- Абонемент / льготный 1000 руб.
-
Образовательный центр
Прикладной авангард: коллаж
Четвертое занятие в рамках нового цикла занятий для подростков.
Бесплатно -
События музея
Беспредметная живопись: что дальше? В поисках смысла
Перформативная лекция инклюзивного коллектива студии «ИТС Круг» по мотивам выставки «Мир как беспредметность».
1 000 руб.- 1000 руб.
-
Образовательный центр
Ограбление века
Вторая лекция Виктории Анисимовой в рамках цикла «История искусства в аферах и преступлениях».
Бесплатно -
Образовательный центр
Авангард: от образа к символу
Лекция-занятие искусствоведа Татьяны Быковской в пространстве выставки «Мир как беспредметность».
500 руб.- 500 руб.
-
Образовательный центр
На первом плане: главные героини русского авангарда
Лекция Татьяны Быковской об искусстве Наталии Гончаровой, Александры Экстер, Любови Поповой и других «амазонок авангарда».
500 руб.- Полный 500 руб.
- Льготный 250 руб.
-
Образовательный центр
Прикладной авангард: агитационное искусство
Пятое занятие в рамках нового цикла занятий для подростков.
Бесплатно -
Детский центр
Детская мастерская по росписи фарфора
Прогуливаемся по выставке «Мир как беспредметность. Рождение нового искусства», вдохновляемся авангардным фарфором и украшаем свой вариант.
500 руб.- 500 руб.
-
Образовательный центр
Профессия — подделыватель
Третья лекция Виктории Анисимовой в рамках цикла «История искусства в аферах и преступлениях».
Бесплатно -
Детский центр
Детская мастерская авангардной графики
Пробуем свои силы в супрематической композиции на выставке «Мир как беспредметность. Рождение нового искусства».
500 руб.- 500 руб.
-
Образовательный центр
О выставке картин петроградских художников: дискуссия
Андрей Сарабьянов и Георгий Аваньян обсудят, как работа с видеоматериалами последней выставки объединения УНОВИС расширяет представления о художественной жизни первой половины 1920-х.
Бесплатно -
Образовательный центр
Авангардист как новатор-архаист: к 125-летию Сергея Эйзенштейна
Лекция киноведа Наума Ихильевича Клеймана о кинематографических экспериментах великого новатора XX века.
Бесплатно -
События музея
Показ спектакля «Интернат»
Спектакль «Интернат» — это попытка сценическими средствами поговорить о проблеме психоневрологических интернатов.
2 000 руб.- 2000 руб.
-
Образовательный центр
Авангард и мода
Лекция Розмари Турман о влиянии новаторского искусства на переменчивый мир моды.
Бесплатно -
Детский центр
Детская зин-мастерская
Изготавливаем самодельный журнал в стиле дневников художников-авангардистов на выставке «Мир как беспредметность. Рождение нового искусства».
500 руб.- 500 руб.
-
Образовательный центр
Малевич о культе Ленина
Лекция Дмитрия Гутова о культе вождя мирового пролетариата и его влиянии на искусство XX века.
Бесплатно -
События музея
Архитектура авангарда и доступная среда: история и современность
Дискуссия, посвященная архитектуре авангарда и ее влиянию на создание доступной среды сегодня.
Бесплатно -
Образовательный центр
Съемка в стиле авангард: как авангард проявляется в социальных медиа и творчестве молодых видеокреаторов
Лекция Андрея Дейча о влиянии авангарда и конструктивизма на современные инструменты для управления вниманием зрителя.
Бесплатно -
Образовательный центр
Сюрреализм встречает кабуки: «Страница безумия» Тэйноскэ Кинугасы
Кинопоказ и обсуждение одного из самых ярких и смелых экспериментов раннего японского авангарда.
Бесплатно -
Детский центр
Детская мастерская авангардного плаката
Вдохновившись работами Михаила Векслера и других, попробуем свои силы в создании плаката: будем соединять слова, цвета и текстуры.
500 руб.- 500 руб.
-
События музея
Современный инклюзивный театр как наследие театра авангарда
Дискуссия о возможностях инклюзивного театра, его философии и идеях.
Бесплатно -
Образовательный центр
Витебск — центр русского авангарда конца 1910-х — начала 1920-х годов
Лекция куратора выставки «Мир как беспредметность» Андрея Сарабьянова.
Бесплатно -
Детский центр
Авангард в лицах: диалоги с Малевичем, Шагалом и Филоновым
Рисуем портрет по мотивам выставки «Мир как беспредметность. Рождение нового искусства».
500 руб.- 500 руб.
-
Образовательный центр
«Нибелунги» Фрица Ланга: от эпоса и Вагнера до современного фэнтези
Лекция с показом первых трех песней немого киноэпоса мастера немецкого экспрессионизма.
Бесплатно -
Детский центр
Детская мастерская авангардной живописи
Соединяем музыку и живопись на выставке «Мир как беспредметность. Рождение нового искусства».
500 руб.- 500 руб.
-
Экскурсии
Война и мир Эль Лисицкого: рождение нового искусства
Исследуем эволюцию художественного стиля мастера от раннего еврейского периода до супрематических и конструктивистских исканий.
600 руб.- Экскурсия 600 руб.
-
Образовательный центр
Кураторская экскурсия Андрея Сарабьянова по выставке «Мир как беспредметность»
Рассказ о новой выставке от одного из ведущих специалистов по русскому авангарду.
1 000 руб.- 1000 руб.
-
Образовательный центр
Постмодернизм в кино: современный авангард
Лекция и кинопоказ классики кино постмодернизма.
Бесплатно -
Экскурсии
Авторская экскурсия Александра Кремера по выставке «Мир как беспредметность»
Целостная история о ключевом жизненном периоде мастера: создании им уникальной живописной школы вместе с его учениками.
700 руб.- Экскурсия 700 руб.
-
Образовательный центр
Лев Юдин — летописец авангарда: «сказать - своё...»
Лекция Ирины Карасик о Льве Юдине – главном летописце УНОВИСа.
Бесплатно