Чувство дома
.25.07.2022-08.01.2023
Выставка
Перенося зрителей в самые разные уголки России — от Крайнего Севера до Северной Осетии — семнадцать фотоисторий рассказывают об эмоциональных связях с местом, которое человек называет домом.
С 25 июля 2022 по 8 января 2023 года в Еврейском музее и центре толерантности проходит фотовыставка «Чувство дома». Проект представляет работы 12 фотографов: Димы Жарова, Ольги Изаксон, Марины Меркуловой, Дарьи Назаровой, Юлии Невской, Владислава Некрасова, Станиславы Новгородцевой, Владимира Севриновского, Фёдора Телкова, Юрия Фокина, Станислава Чекмаева, Анастасии Яковицкой. Выставка организована совместно с исследовательским проектом «Заповедник» (Фонд «Общественное мнение»).
Каждая история, представленная в экспозиции, показывает, как формируются эмоциональные связи с местом, которое человек называет домом. Сегодня разговор о доме может стать точкой опоры, попыткой найти личные смыслы, которые остаются с нами всегда и везде. При этом под словом «дом» может подразумеваться и родовое гнездо, где жили несколько поколений семьи, и переносной чум, и квартира детства, воспоминания о которой хранятся в каждом из нас, и номер в отеле, в котором пришлось остановиться на несколько месяцев.
Семнадцать фотоисторий выставки «Чувство дома» переносят зрителей в разные точки России: от Финского залива до Биробиджана, от полуострова Таймыр до Северной Осетии. Экспозиция состоит из пяти тематических разделов:
• родовое гнездо
• дома кочевников
• ностальгия по дому
• мой дом — твой дом
• сакральный дом
Родовое гнездо
Первый раздел посвящен людям, живущим из поколения в поколение на одном месте, и тем, кто ищет свои корни и родовые дома сегодня. Здесь представлены фотоистории о родовых башнях Северной Осетии, народе чаты в Новосибирской области, российских казахах в Омской области. Также специально к выставке снят фотосюжет о родовом гнезде — доме в Подмосковье, принадлежащем на протяжении десятилетий одной семье.
Дома кочевников
Эта часть экспозиции о тех, кто привык жить без стационарных домов: о кочевниках Таймыра и Тывы, оленеводах Республики Коми и тульских цыганах. О том, как и почему даже самые убежденные кочевники перестают переезжать с места на место, оседают, обустраиваются, отправляют детей в школы и постепенно интегрируются в местные сообщества.
Ностальгия по дому
Третья часть повествует о переселенцах и людях, вынужденных покинуть свои дома, — тех, кто всегда будет тосковать по исторической родине и сохраняет память о ней. Через свои работы фотографы восстанавливают хронику создания Рыбинского водохранилища и показывают затопленные деревни, рассказывают об омских немцах, которым удается сохранять свою культуру вдали от Германии, и евреях, осевших в Еврейской автономной области.
Мой дом — твой дом
Раздел посвящен тому, как люди, переезжая в дом, построенный и обжитый носителями другой культуры, делают его своим местом. Это и поселок на берегу Финского залива, где раньше жил народ ижора, и восстановленные финские дома в Карелии.
Сакральный дом
Последний раздел выставки рассказывает о доме, как о сакральном месте. С одной стороны, духовным пристанищем и убежищем может стать храм, с другой — и обычная квартира/дом нередко становится местом, где человек чувствует утешение и защиту, подобно храму. Гости выставки познакомятся с фотоисториями о старообрядческой церкви в Верее, буддийских домашних алтарях в Калмыкии, шаманских центрах в Тыве, а также узнают о еврейском центре в Костроме, где на протяжении прошлого столетия общинная жизнь вокруг местной синагоги то угасала, то возрождалась.
Специально к выставке Еврейский музей и центр толерантности подготовил экскурсии для посетителей с особыми потребностями: регулярные экскурсии на русском жестовом языке, экскурсии с тифлокомментариями и облегченные для посетителей с ментальными особенностями.
Кроме того, в рамках публичной программы к «Чувству дома» отдел инклюзивных практик музея совместно с Благотворительной организацией «Ночлежка» организует серию паблик-токов, посвященных проблеме стереотипов о бездомности и причин их появления, а также публичным проектам, позволяющим сделать людей видимыми.
Фотографы, создавшие серии для выставки
Ольга Изаксон — фотограф из Москвы. Училась в Московской школе фотографии и мультимедиа имени А. Родченко и International Center of Photography (Нью-Йорк). Интерес Ольги как фотохудожника лежит в области документальной и художественной фотографии, что нашло отражение в ее съемках для Vogue, Elle, Harper’s Bazaar, Achtung и других. Проекты Ольги выставлялись в ММСИ в рамках биеннале «Мода и стиль в фотографии» («Солнечный удар» и «Путешествие») и в Еврейском музее и центре толерантности («The Lonka Project. Человек под номером»). Работы находятся в собрании МАММ и частных коллекциях.
Дарья Назарова — визуальный художник, работающий с документальной и постдокументальной фотографией. В 2015 году окончила архитектурный факультет Ивановского университета. Член Союза фотохудожников России. В 2019 году окончила Академию «Фотографика» в Санкт-Петербурге. Дарью интересует память поколений, межпоколенческие связи, связи с местом, идентичность и самоидентификация, горизонтальные сообщества. Ее фотографии и фотокниги выставлялись на национальных и международных групповых выставках.
Станислава Новгородцева — документальный фотограф из Москвы. Сотрудничает с рядом российских и зарубежных СМИ («Коммерсантъ», «РБК»), однако упор делает на долгосрочные личные проекты. Основное внимание Станислава уделяет темам этнической идентичности, взаимосвязи личного и социального. В поисках визуального языка она часто обращается к архетипическим образам сказок и мифологии. Выпускник Школы современной фотографии Docdocdoc. Участник ряда семинаров, в том числе The Nikon-Noor Academy (Венгрия) и The Eddie Adams Workshop (Нью-Йорк). Финалистка нескольких международных конкурсов, победитель LensCulture Visual Storytelling Awards 2019, гран-при PHD Photography and Design Festival 2019.
Фёдор Телков — фотограф, художник и исследователь антропологического и культурного разнообразия России, в частности Урала. Преподаватель графического дизайна и прикладной фотографии, член Союза художников России (с 2010), лауреат международных и национальных премий, куратор фотомузея «Дом Метенкова» (2017–2021). Одна из тем, которые исследует Фёдор, — документирование самого постиндустриального региона страны в постиндустриальную эпоху. Фотоработы Фёдора Телкова делают зримой мифологию Урала и обращаются к вневременным образам.
«Заповедник» — это медиапроект о памяти и повседневной жизни в регионах России (zapovednik.space), созданный в ФОМ в 2016 году. Команда проекта проводит полевые исследования и выпускает их результаты в формате лонгридов, путеводителей и документальных фильмов.
Фонд «Общественное мнение» (ФОМ) — одна из крупнейших российских компаний на рынке опросов общественного мнения. В этом году ей исполняется 30 лет. Компания регулярно проводит социологические замеры и тематические исследования.
Куратор: Нина Гомиашвили, независимый куратор выставочных арт-проектов
Время проведения: 25 июля — 8 января 2023
Возраст: 6+
В сотрудничестве с:
Проект реализован при поддержке бизнесмена и основателя Благотворительного фонда «САФМАР» М.С. Гуцериева:
При поддержке:
Генеральный информационный партнер: Информационные партнеры:
Каждая история, представленная в экспозиции, показывает, как формируются эмоциональные связи с местом, которое человек называет домом. Сегодня разговор о доме может стать точкой опоры, попыткой найти личные смыслы, которые остаются с нами всегда и везде. При этом под словом «дом» может подразумеваться и родовое гнездо, где жили несколько поколений семьи, и переносной чум, и квартира детства, воспоминания о которой хранятся в каждом из нас, и номер в отеле, в котором пришлось остановиться на несколько месяцев.
Семнадцать фотоисторий выставки «Чувство дома» переносят зрителей в разные точки России: от Финского залива до Биробиджана, от полуострова Таймыр до Северной Осетии. Экспозиция состоит из пяти тематических разделов:
• родовое гнездо
• дома кочевников
• ностальгия по дому
• мой дом — твой дом
• сакральный дом
Родовое гнездо
Первый раздел посвящен людям, живущим из поколения в поколение на одном месте, и тем, кто ищет свои корни и родовые дома сегодня. Здесь представлены фотоистории о родовых башнях Северной Осетии, народе чаты в Новосибирской области, российских казахах в Омской области. Также специально к выставке снят фотосюжет о родовом гнезде — доме в Подмосковье, принадлежащем на протяжении десятилетий одной семье.
Дома кочевников
Эта часть экспозиции о тех, кто привык жить без стационарных домов: о кочевниках Таймыра и Тывы, оленеводах Республики Коми и тульских цыганах. О том, как и почему даже самые убежденные кочевники перестают переезжать с места на место, оседают, обустраиваются, отправляют детей в школы и постепенно интегрируются в местные сообщества.
Ностальгия по дому
Третья часть повествует о переселенцах и людях, вынужденных покинуть свои дома, — тех, кто всегда будет тосковать по исторической родине и сохраняет память о ней. Через свои работы фотографы восстанавливают хронику создания Рыбинского водохранилища и показывают затопленные деревни, рассказывают об омских немцах, которым удается сохранять свою культуру вдали от Германии, и евреях, осевших в Еврейской автономной области.
Мой дом — твой дом
Раздел посвящен тому, как люди, переезжая в дом, построенный и обжитый носителями другой культуры, делают его своим местом. Это и поселок на берегу Финского залива, где раньше жил народ ижора, и восстановленные финские дома в Карелии.
Сакральный дом
Последний раздел выставки рассказывает о доме, как о сакральном месте. С одной стороны, духовным пристанищем и убежищем может стать храм, с другой — и обычная квартира/дом нередко становится местом, где человек чувствует утешение и защиту, подобно храму. Гости выставки познакомятся с фотоисториями о старообрядческой церкви в Верее, буддийских домашних алтарях в Калмыкии, шаманских центрах в Тыве, а также узнают о еврейском центре в Костроме, где на протяжении прошлого столетия общинная жизнь вокруг местной синагоги то угасала, то возрождалась.
Специально к выставке Еврейский музей и центр толерантности подготовил экскурсии для посетителей с особыми потребностями: регулярные экскурсии на русском жестовом языке, экскурсии с тифлокомментариями и облегченные для посетителей с ментальными особенностями.
Кроме того, в рамках публичной программы к «Чувству дома» отдел инклюзивных практик музея совместно с Благотворительной организацией «Ночлежка» организует серию паблик-токов, посвященных проблеме стереотипов о бездомности и причин их появления, а также публичным проектам, позволяющим сделать людей видимыми.
Фотографы, создавшие серии для выставки
Ольга Изаксон — фотограф из Москвы. Училась в Московской школе фотографии и мультимедиа имени А. Родченко и International Center of Photography (Нью-Йорк). Интерес Ольги как фотохудожника лежит в области документальной и художественной фотографии, что нашло отражение в ее съемках для Vogue, Elle, Harper’s Bazaar, Achtung и других. Проекты Ольги выставлялись в ММСИ в рамках биеннале «Мода и стиль в фотографии» («Солнечный удар» и «Путешествие») и в Еврейском музее и центре толерантности («The Lonka Project. Человек под номером»). Работы находятся в собрании МАММ и частных коллекциях.
Дарья Назарова — визуальный художник, работающий с документальной и постдокументальной фотографией. В 2015 году окончила архитектурный факультет Ивановского университета. Член Союза фотохудожников России. В 2019 году окончила Академию «Фотографика» в Санкт-Петербурге. Дарью интересует память поколений, межпоколенческие связи, связи с местом, идентичность и самоидентификация, горизонтальные сообщества. Ее фотографии и фотокниги выставлялись на национальных и международных групповых выставках.
Станислава Новгородцева — документальный фотограф из Москвы. Сотрудничает с рядом российских и зарубежных СМИ («Коммерсантъ», «РБК»), однако упор делает на долгосрочные личные проекты. Основное внимание Станислава уделяет темам этнической идентичности, взаимосвязи личного и социального. В поисках визуального языка она часто обращается к архетипическим образам сказок и мифологии. Выпускник Школы современной фотографии Docdocdoc. Участник ряда семинаров, в том числе The Nikon-Noor Academy (Венгрия) и The Eddie Adams Workshop (Нью-Йорк). Финалистка нескольких международных конкурсов, победитель LensCulture Visual Storytelling Awards 2019, гран-при PHD Photography and Design Festival 2019.
Фёдор Телков — фотограф, художник и исследователь антропологического и культурного разнообразия России, в частности Урала. Преподаватель графического дизайна и прикладной фотографии, член Союза художников России (с 2010), лауреат международных и национальных премий, куратор фотомузея «Дом Метенкова» (2017–2021). Одна из тем, которые исследует Фёдор, — документирование самого постиндустриального региона страны в постиндустриальную эпоху. Фотоработы Фёдора Телкова делают зримой мифологию Урала и обращаются к вневременным образам.
«Заповедник» — это медиапроект о памяти и повседневной жизни в регионах России (zapovednik.space), созданный в ФОМ в 2016 году. Команда проекта проводит полевые исследования и выпускает их результаты в формате лонгридов, путеводителей и документальных фильмов.
Фонд «Общественное мнение» (ФОМ) — одна из крупнейших российских компаний на рынке опросов общественного мнения. В этом году ей исполняется 30 лет. Компания регулярно проводит социологические замеры и тематические исследования.
Куратор: Нина Гомиашвили, независимый куратор выставочных арт-проектов
Время проведения: 25 июля — 8 января 2023
Возраст: 6+
В сотрудничестве с:
Проект реализован при поддержке бизнесмена и основателя Благотворительного фонда «САФМАР» М.С. Гуцериева:
При поддержке:
Генеральный информационный партнер: Информационные партнеры: