Сто лет российского джаза: вехи новейшей истории
Лекция музыканта и джазового обозревателя Кирилла Мошкова.
Существует множество версий происхождения слова jazz: от креольского jass — суета, франц. jaser — болтать, говорить скороговорку, африканского jaiza — определенное название барабана... В начале XX века стандартизированного способа написания этого термина не существовало, его обозначали и jas, и jass, и jascz и т. д. А писать jazz на русском — как джаз — придумал поэт, музыкант и хореограф Валентин Парнах. Именно с его концерта 1 октября 1922 года на сцене Центрального техникума театрального искусства (ныне — ГИТИС) ведет свою историю российский джаз. Сам Парнах впервые услышал джазовые импровизации в парижском кафе в 1921 году и был потрясен этим новаторским музыкальным направлением.
А первая советская джазовая грампластинка была записана Александром Цфасманом и его товарищами на студии Музтреста. На ней было всего две композиции — «Аллилуйя» Винсента Юманса и «Семинола» Гарри Уоррена, которые завоевали невероятную популярность у советских слушателей. Кстати, композиция «Аллилуйя» трижды упоминается в романе Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита»: в сцене в ресторане «Дома Грибоедова», фоном звучит на патефоне в больнице и в исполнении джазового оркестра на балу Воланда.
Эти и другие занимательные факты о джазе в рамках большого образовательного проекта, организованного Фондом Игоря Бутмана и посвященного 100-летию российского джаза, расскажет 19 сентября главный редактор журнала «Джаз.Ру» и преподаватель Академии джаза Кирилл Мошков.
Расписание
19 сентября 2022 (20:00)
Контакты
- E-mail: info@jewish-museum.ru
- Телефон: +7 (495) 645‑05‑50
- Наш адрес: Москва, ул. Образцова, д. 11, стр. 1А (вход с Новосущевского переулка)
- График работы:
Понедельник — четверг, воскресенье: 12:00–22:00
Суббота: 18:00–22:30
Пятница и еврейские праздники: выходные