Шломо Авинери (1933 - ) – пожалуй, самый известный израильский политолог, представитель левого фланга, безусловный авторитет в среде исследователей творчества Гегеля и Маркса, задолго до Славоя Жижека предложивший произвести ревизию гегельянской философии, представляющей собой, с его точки зрения, не тотализм, философию диктатуры и апологию прусской военщины – в таком облике она представлена в трудах демократической критики 20 в., но, напротив, являющуюся защитой радикального плюрализма духа, не терпящего, таким образом, никакой унификации, где бы она ни производилась – в познании, этике или политике. С точки зрения Авинери, переоткрытие своей «еврейскости» Францем Розенцвейгом, автором «Звезды избавления» (Розенцвейг – один из самых оригинальных и сложных еврейских интеллектуалов 20 в., автор нового перевода Библии на немецкий, друг Бубера, Шолема и Беньямина, оказал влияние буквально на всех - на формирование «философии другого» Эмманюэля Левинаса и Жака Деррида, на представителей «франкфуртской школы» Теодора Адорно и Макса Хоркхаймера, и даже на рожденный много позже его кончины постструктурализм), произошло не в результате отказа от гегельянского истолкования истории, но, наоборот, благодаря ему. Так же, как Эмманюэль Левинас и Лео Штраус, Авинери считает, что универсальное и партикулярное не отрицают друг друга, но, наоборот, обосновывают и друг без друга невозможны, т.к. партикулярное может иметь лишь универсальное измерение, и наоборот. Биограф Мозеса Гесса, создателя двух, обыкновенно не ассоциируемых друг с другом, интеллектуально-политических концепций – сионизма и коммунизма, оказавшего огромное влияние на Карла Маркса, звавшего его «мой красный ребе». Крупнейший специалист в области всего, что связано с историей сионистской мысли, особенно на раннем этапе. Соавтор знаменитого американского историка философии, автора концепции «униженного зрения» во французской философии 20 в. Мартина Джея, а также – в разное время и по разным поводам – таких, не нуждающихся в представлении супер-звезд, как Поль Рикер, Исайя Берлин, Александр Кожев, Жан Ипполит, Жан-Поль Сартр, Дердь Лукач, Юрген Хабермас, Ханс-Георг Гадамер и Гаятри Чакраворти Спивак.
Авинери – сионист-марксист. При этом марксизм для него – как и для многих его соавторов – это экзистенциализм, т.е. знание о незаданности финала и рискованности в каждый конкретный момент представляющего собой выбор одной-единственной возможности из огромного количества альтернатив настоящего, принимающий в качестве отправной и конечной точки любой возможной онтологии функционально бесполезные, не артикулируемые, невидимые со стороны, но бесконечно важные и не имеющие дна вопросы, противоречия, метания, неуверенность, травмы и надежды конкретного, рождающегося, решающегося и умирающего в одиночестве человека. С экзистенциальной точки зрения, человеческая жизнь (а народ Израиля для Авинери – как такой человек) рискова потому именно, что случаются в ней моменты особенной важности, которые надо бы не пропускать, потому что они не повторяются или же повторяются не часто, а имеют при этом, вне зависимости от того, обратили на них внимание или нет, решающее значение в том, как дальше будет складываться судьба. В океане написанных им текстов, множество из которых посвящены вопросам международной политики, Израиля и ситуации на Ближнем Востоке в целом, вас постоянно встречают четыре фигуры – Георг Вильгельм Фридрих Гегель, Карл Маркс, Мозес Гесс и Теодор Герцль. С точки зрения Авинери, марксизм и сионизм не отрицают друг друга, но иллюстрируют. Обратившись к нескольким его статьям («Еврей и джентльмен» (2007), «Парадоксальность религии и универсальность прав человека» (2004), «Интерпретация Гегеля Розенцвейгом и ее влияние на переоткрытие им своей национальности» (1988) ), мы попробуем уловить одушевляющую его мышление непростую диалектику еврейского и общечеловеческого, частного и общего, религиозного и светского, а также понять, как создание государства Израиль связано с построением коммунизма и отмиранием государства в конце истории.
К прочтению предлагается: Shlomo Avineri. A Jew and gentleman, 2007.
Ведущий:
Серж Степанищев, к.филос.н., сотрудник Института философии Российской академии наук, преподаватель Мастерской индивидуальной режиссуры Б.Юхананова, ведущий рубрики о новейшей философии в журнале FURFUR, автор книг: «Внутренность без внешности. Феноменология не/очень естественного», 2014, «Пустота включает в себя пустоту», 2014; закончил филос. ф-т МГУ, защитил диссертацию «Этический рационализм Э.Левинаса в контексте феноменологической традиции» в 2010 г. по специальности «история философии» в МПГУ.
Архив событий можно посмотреть на youtube канале Музея.