EN
Часы работы
  • Воскресенье-четверг: 12:00 – 22:00 (касса до 21:00)
  • Пятница: 10:00 – 15:00 (касса до 14:00)
  • Суббота и еврейские праздники: выходные
  • Купить билеты
Контакты
EN

Шломо Авинери: сионизм - это материализм

Шломо Авинери: сионизм - это материализм
.26.02.2017
19:00
Образовательный центр
Шломо Авинери: сионизм - это материализм

В рамках цикла лекций и скайп-интервью «Чего хочет еврей? или Что думают об иудаизме еврейские интеллектуалы 21 века?».

Очередная встреча цикла «Чего хочет еврей? Еврейские интеллектуалы XXI века об иудаизме» будет посвящена Шломо Авинери.

Шломо Авинери (1933 - ) – пожалуй, самый известный израильский политолог, представитель левого фланга, безусловный авторитет в среде исследователей творчества Гегеля и Маркса, задолго до Славоя Жижека предложивший произвести ревизию гегельянской философии, представляющей собой, с его точки зрения, не тотализм, философию диктатуры и апологию прусской военщины – в таком облике она представлена в трудах демократической критики 20 в., но, напротив, являющуюся защитой радикального плюрализма духа, не терпящего, таким образом, никакой унификации, где бы она ни производилась – в познании, этике или политике. С точки зрения Авинери, переоткрытие своей «еврейскости» Францем Розенцвейгом, автором «Звезды избавления» (Розенцвейг – один из самых оригинальных и сложных еврейских интеллектуалов 20 в., автор нового перевода Библии на немецкий, друг Бубера, Шолема и Беньямина, оказал влияние буквально на всех - на формирование «философии другого» Эмманюэля Левинаса и Жака Деррида, на представителей «франкфуртской школы» Теодора Адорно и Макса Хоркхаймера, и даже на рожденный много позже его кончины постструктурализм), произошло не в результате отказа от гегельянского истолкования истории, но, наоборот, благодаря ему. Так же, как Эмманюэль Левинас и Лео Штраус, Авинери считает, что универсальное и партикулярное не отрицают друг друга, но, наоборот, обосновывают и друг без друга невозможны, т.к. партикулярное может иметь лишь универсальное измерение, и наоборот. Биограф Мозеса Гесса, создателя двух, обыкновенно не ассоциируемых друг с другом, интеллектуально-политических концепций – сионизма и коммунизма, оказавшего огромное влияние на Карла Маркса, звавшего его «мой красный ребе». Крупнейший специалист в области всего, что связано с историей сионистской мысли, особенно на раннем этапе. Соавтор знаменитого американского историка философии, автора концепции «униженного зрения» во французской философии 20 в. Мартина Джея, а также – в разное время и по разным поводам – таких, не нуждающихся в представлении супер-звезд, как Поль Рикер, Исайя Берлин, Александр Кожев, Жан Ипполит, Жан-Поль Сартр, Дердь Лукач, Юрген Хабермас, Ханс-Георг Гадамер и Гаятри Чакраворти Спивак.


Авинери – сионист-марксист. При этом марксизм для него – как и для многих его соавторов – это экзистенциализм, т.е. знание о незаданности финала и рискованности в каждый конкретный момент представляющего собой выбор одной-единственной возможности из огромного количества альтернатив настоящего, принимающий в качестве отправной и конечной точки любой возможной онтологии функционально бесполезные, не артикулируемые, невидимые со стороны, но бесконечно важные и не имеющие дна вопросы, противоречия, метания, неуверенность, травмы и надежды конкретного, рождающегося, решающегося и умирающего в одиночестве человека. С экзистенциальной точки зрения, человеческая жизнь (а народ Израиля для Авинери – как такой человек) рискова потому именно, что случаются в ней моменты особенной важности, которые надо бы не пропускать, потому что они не повторяются или же повторяются не часто, а имеют при этом, вне зависимости от того, обратили на них внимание или нет, решающее значение в том, как дальше будет складываться судьба. В океане написанных им текстов, множество из которых посвящены вопросам международной политики, Израиля и ситуации на Ближнем Востоке в целом, вас постоянно встречают четыре фигуры – Георг Вильгельм Фридрих Гегель, Карл Маркс, Мозес Гесс и Теодор Герцль. С точки зрения Авинери, марксизм и сионизм не отрицают друг друга, но иллюстрируют. Обратившись к нескольким его статьям («Еврей и джентльмен» (2007), «Парадоксальность религии и универсальность прав человека» (2004), «Интерпретация Гегеля Розенцвейгом и ее влияние на переоткрытие им своей национальности» (1988) ), мы попробуем уловить одушевляющую его мышление непростую диалектику еврейского и общечеловеческого, частного и общего, религиозного и светского, а также понять, как создание государства Израиль связано с построением коммунизма и отмиранием государства в конце истории.
К прочтению предлагается: Shlomo Avineri. A Jew and gentleman, 2007.

Ведущий:

Серж Степанищев, к.филос.н., сотрудник Института философии Российской академии наук, преподаватель Мастерской индивидуальной режиссуры Б.Юхананова, ведущий рубрики о новейшей философии в журнале FURFUR, автор книг: «Внутренность без внешности. Феноменология не/очень естественного», 2014, «Пустота включает в себя пустоту», 2014; закончил филос. ф-т МГУ, защитил диссертацию «Этический рационализм Э.Левинаса в контексте феноменологической традиции» в 2010 г. по специальности «история философии» в МПГУ.

Архив событий можно посмотреть на youtube канале Музея.

Расписание
26 февраля 2017 (19:00)

Контакты

  • E-mail: info@jewish-museum.ru
  • Телефон: +7 (495) 645‑05‑50
  • Наш адрес:
    Москва, ул. Образцова, д. 11, стр. 1А (вход с Новосущевского переулка)
  • График работы: Воскресенье — четверг: 12:00 – 22:00 / Пятница: 10:00 – 15:00 Суббота и еврейские праздники: выходные
Как добраться