В лекции-докладе будут рассмотрены символы сакральной воды , перешедшие из иудейской традиции в христианскую. Важнейшим соединяющим текстом было Откровение (Апокалипсис) Иоанна Богослова, где в описании видения Небесного Града находим образы-парадигмы космического Океана, стеклянного Моря и райской Реки «воды живой». Эти образы во многом определи структуру и духовные смыслы сакрального пространства, иными словами иеротопию византийского храма, а так же развитие христианской иконографии, в которой тема «райских рек» становится ключевой. Краеугольные образы воплощаются в обрядово-литургической практике Константинополя, которая наследуются Московским царством и отражается в современной традиции.
Алексей Михайлович Лидов - историк и теоретик искусства, византолог. Академик Российской Академии Художеств. Основатель и директор Научного Центра восточнохристианской культуры. Зав. отделом Института мировой культуры МГУ им. М.В. Ломоносова. Автор более 100 научных работ, опубликованных на многих языках, среди них - 27 книг (монографии, каталоги выставок, тематические сборники статей), посвященных изучению символического языка византийской культуры. Автор теории иеротопии, рассматривающей создание сакральных пространств как особую форму духовного и художественного творчества, и новую область историко-культурных исследований (см.www.hierotopy.ru).
Лекция подготовлена Исследовательским центром, созданным семьей Блаватник