Совместно с Госфильмофондом России Еврейский музей и центр толерантности проведет кинопоказы с обсуждением советского научно-популярного кино из программы II Московского международного фестиваля архивных фильмов «Послевоенное научно-популярное: пространство эстетической свободы».
Сеанс представит автор программы «Послевоенное научно-популярное: пространство эстетической свободы» Семен Дымшиц, историк кино, магистрант Европейского университета. После показа состоится обсуждение фильмов.
Послевоенное сталинское правление — период ужесточения эстетической цензуры. В особенно тяжелой ситуации в этот момент оказалось кино — наступило так называемое малокартинье. Объемы производства ограничивались, устанавливался жесткий контроль над всеми этапами создания игровых фильмов. Именно в этих условиях снимались практически неизученные и неизвестные современному зрителю научно-популярные картины, в которых разрабатывались выразительные средства и использовался визуальный язык, казалось бы, невообразимый для тех лет. Многие талантливые авторы находили в научно-популярном кино убежище и полигон для своих художественных опытов.
Посмотрим фильмы:
«Лесная быль», СССР, 1949 г., реж. А. Згуриди
«Лесная быль» — своего рода социалистический бестиарий. Фильм наделяет животных добродетелями и пороками советского гражданина. Монтаж выстраивает разрозненную документальную съемку в связный повествовательный сюжет, поведение животных — в заранее прописанную антропоморфизированную историю. Один из кадров фильма воспроизводит картину Ивана Шишкина «Утро в сосновом лесу», являя пример запоздалого «пикториализма».
«Как мы видим», СССР, 1947 г., реж. П. Шмидт
Зрение — одна из центральных проблем кинематографа как вида искусства, которая становилась предметом рефлексии во многих произведениях киноавангарда. Научно-популярные фильмы на «оптическую» тему давали режиссерам и сценаристам широкое пространство для формальных экспериментов. Яркий пример тому — фильм «Как мы видим». Он сочетает в себе сложные комбинированные съемки и развернутые мультипликационные эпизоды — один из редких ранних примеров включения «игровой» мультипликации в научно-популярное повествование.
Возраст: 16+
Изображение: кадр из фильма «В песках средней Азии» (1942, реж. А. Згуриди), Госфильмофонд России
Сеанс представит автор программы «Послевоенное научно-популярное: пространство эстетической свободы» Семен Дымшиц, историк кино, магистрант Европейского университета. После показа состоится обсуждение фильмов.
Послевоенное сталинское правление — период ужесточения эстетической цензуры. В особенно тяжелой ситуации в этот момент оказалось кино — наступило так называемое малокартинье. Объемы производства ограничивались, устанавливался жесткий контроль над всеми этапами создания игровых фильмов. Именно в этих условиях снимались практически неизученные и неизвестные современному зрителю научно-популярные картины, в которых разрабатывались выразительные средства и использовался визуальный язык, казалось бы, невообразимый для тех лет. Многие талантливые авторы находили в научно-популярном кино убежище и полигон для своих художественных опытов.
Посмотрим фильмы:
«Лесная быль», СССР, 1949 г., реж. А. Згуриди
«Лесная быль» — своего рода социалистический бестиарий. Фильм наделяет животных добродетелями и пороками советского гражданина. Монтаж выстраивает разрозненную документальную съемку в связный повествовательный сюжет, поведение животных — в заранее прописанную антропоморфизированную историю. Один из кадров фильма воспроизводит картину Ивана Шишкина «Утро в сосновом лесу», являя пример запоздалого «пикториализма».
«Как мы видим», СССР, 1947 г., реж. П. Шмидт
Зрение — одна из центральных проблем кинематографа как вида искусства, которая становилась предметом рефлексии во многих произведениях киноавангарда. Научно-популярные фильмы на «оптическую» тему давали режиссерам и сценаристам широкое пространство для формальных экспериментов. Яркий пример тому — фильм «Как мы видим». Он сочетает в себе сложные комбинированные съемки и развернутые мультипликационные эпизоды — один из редких ранних примеров включения «игровой» мультипликации в научно-популярное повествование.
Возраст: 16+
Изображение: кадр из фильма «В песках средней Азии» (1942, реж. А. Згуриди), Госфильмофонд России