20 декабря 1963 года начался Франкфуртский судебный процесс над сотрудниками концентрационного лагеря Освенцим. Это был не первый суд над нацистскими преступниками, и обвиняемые не занимали высокопоставленные должности. Но тем не менее, именно Франкфуртский процесс стал поворотным моментом для немцев в их отношении к нацистскому прошлому.
Во время процесса Петер Вайс написал документальную пьесу «Дознание» в формате сокращенной и смонтированной стенограммы. Актеры не играли роли, а только зачитывали текст. Вайс считал, что текст говорит сам за себя, и ничего не должно отвлекать от него. Во второй половине 60-х этот текст облетел весь мир. Даже в закрытом СССР зрители театра на Таганке слышали оправдательные речи сотрудников лагеря Освенцим и рассказы выживших свидетелей. «Дознание» удивительно передает атмосферу времени: вязкость, через которую очень сложно пробиться правде, а также нежелание людей эту правду слышать.
Читаем отрывки из пьесы Петера Вайса, говорим о неудобном прошлом, о том, почему на протяжении почти двадцати лет после Второй Мировой войны в Германии не хотели судить нацистских преступников. Обсудим, почему именно в 60-е все изменилось, и как Германия перешла от «не стоит ворошить прошлое» до «никогда больше», став образцом для стран с тяжелым историческим наследством.
Лектор — Денис Ланщиков, историк, преподаватель, учитель истории в Новой гуманитарной школе, методист программы «Учитель для каждого», ведущий курса «Другая история».
Возраст: 18+