Исследовательский центр Еврейского музея и центра толерантности подготовил новый образовательный курс «Главы из истории еврейской мысли. Часть 1», в ходе которого будут рассмотрены как общетеоретические вопросы, так и аспекты учений отдельных мыслителей.
4 мая, 19:30 - Логос, праксис, имманентное невозможное: границы поля теологического
В ходе лекции будет предпринята попытка попытка представить равиннистический иудаизм и христианство как два инварианта телогической машины, зеркально отражающие друг друга. Совершая движение между полюсами возможного невозможного и невозможного невозможного, распределяемыми между способностью мыслить и способностью действовать, эта машина производит божественное как Имманентное Невозможное. Мы продемонстрируем, что машина эта продолжает функционировать и в секуляризированном пространстве - и именно здесь впервые разворачивается в полную силу. Выявление первооснов теологии в наиболее радикальных попытках преодоления теологии (Жижек, Бадью, Мейассу) позволит заново поставить вопрос о радикальной секуляризации и выходы за пределы поля божественного.
Лектор: Йоэль Регев
11 мая, 19:30 - Еврейская мысль Средневековья и Борух Спиноза
Мы постараемся осветить развитие еврейской философии, расскажем об основных направлениях и наиболее авторитетных мыслителях. Остановимся подробнее на учении Маймонида и заложенной им парадигме мышления. Рассмотрим вопрос о том, насколько Спиноза был зависим от этой парадигмы и в чем состояла его критика иудаизма и христианства.
Лектор: Ури Гершович
18 мая, 19:30 - Еврейский эллинизм – поражение и победа
Еврейский эллинизм существовал четыре столетия – от походов Александра Македонского и создания эллинистических держав до истребления александрийского еврейства в 115-117 гг. За эти столетия еврейская мысль совершила почти невозможное – синтез Библии и греческой философии. Этот синтез лег в основу христианства, но был отвергнут мудрецами Талмуда.
Лектор: Аркадий Ковельман
26 мая, 19:30 - Понятие действия и этика ответственности в философии Ханны Арендт
Ханна Арендт (1906-1975) – один из самых широко цитируемых и обсуждаемых в наши дни авторов. Она прославилась уже очень давно, при жизни, но ее слава политического мыслителя и публициста долго затмевала для широкого читателя значение ее философских трудов. Между тем, даже самые острые публицистические работы Арендт написаны именно философом, и ее философия даже в самых отвлеченных и абстрактных вопросах всегда связана с тем, что волновало ее как гражданина. Тоталитаризм стал для нее отправным пунктом многих важнейших рассуждений, потому что именно это невиданное прежде, хотя и укорененное в истории политическое устройство, появившееся в XX-м веке, заставляет заново смотреть на важнейшие философские категории свободы и ответственности. Интуитивно каждому понятно, что индивидуальное деяние имеет последствия, и если человек является причиной своих действий, он несет ответственность за них. Но мы знаем также, что действия человека не всегда свободны, они обусловлены обстоятельствами и действиями других людей, а ответственность – это не только моральная, но и юридическая категория. Суд над Эйхманом в Иерусалиме позволил ей не только увидеть «банальность зла», но и поставить вопрос о смысле ответственности того, кто включен в машину господства как один из ее элементов.
Лектор: Александр Филиппов