«Ключ к окружающим меня людям лежит во мне самом», - говорил Антуан де Сент-Экзюпери. Действительно, восприятие мира, а иногда и происходящие события зависят от нашего настроя, от угла зрения. Готовы ли мы быть открытыми? Признаем ли мы свое право отличаться от других и право других быть непохожими на нас? Готовы ли мы становиться активными, чтобы менять мир к лучшему? Толерантность не может быть пассивна. Она всегда выражается в осознанном действии, не всегда простом, но безусловно важном. Мыслить и действовать в таком ключе учатся школьники и студенты, участвующие в проекте "Пять шагов толерантности".
Этот проект - победитель конкурса субсидий Комитета общественных связей города Москвы. На встрече социально ориентированных некоммерческих организаций авторы проекта - директор Центра толерантности Анна Макарчук и руководитель проектов Александр Савушкин - рассказали, каких успехов удалось достичь со времени начала проекта (а он идет с 2013 года и уже второй раз поддерживается Правительством Москвы) и как это удается.
Вместо формального перечисления целей и задач коллеги говорили о том, что в первую очередь нужно увидеть реальную проблему, с которой нужно работать; делились случаями из практики; рассказывали, как появилась идея проекта «5 шагов толерантности» и почему он так быстро набрал обороты.
Структура проекта похожа на лестницу. Начиная свой путь по дороге толерантности, участники проходят первую ступень из пяти модулей. Все занятия проводятся в игровом, или тренинговом, формате, позволяя каждому получить неповторимый опыт и сделать собственные выводы о проблеме. Занятия первой ступени посвящены толерантности как искусству жить в мире различий: что будет в обществе, если все станут одинаковыми? как относятся к социально уязвимым группам и можно ли что-то сделать, чтобы улучшить их жизнь? почему людям разных национальностей бывает сложно понять друг друга? На протяжении двух месяцев ребята командами делают добрые дела. В этом году они обучали пожилых жителей своего района оплачивать услуги через электронные терминалы; выгуливали собак из приюта; в игровой форме преподавали в детском саду основы своей профессии - в общем, по мере сил делали наш мир лучше. И им это удавалось! О своих успехах все команды рассказали на итоговом мероприятии первой ступени под названием «Фестиваль добрых дел» , который прошел 14 марта 2016 года.
Вторая ступень проекта посвящена социально ответственному лидерству. Ребята разбираются, кто же такой лидер и зачем он нужен в команде, пробуют стать человеком, который умеет ставить по-настоящему важную и общественно значимую цель, и продолжают своей яркостью и неповторимостью менять мир к лучшему. В рамках второй ступени ребята проводят в своих школах и колледжах акции, посвященные разным дням из календаря ООН. Завершится вторая ступень в мае «Чемпионатом лидерства» - соревнованием выбранных лидеров команд. Ребята покажут, чему научились, презентуют себя, свою команду и свою миссию - ради чего они становятся лидерами.
В сентябре стартует третья ступень проекта. Она будет состоять из двух спецпроектов: «Социальное проектирование» и «Правовая грамотность». Принять участие смогут активисты из школ, колледжей и вузов Москвы, а также все ребята, прошедшие первую и вторую ступень.
Особенность проекта «Пять шагов толерантности» - это его многоплановое взаимодействие с образовательными организациями. Ученикам интересно на занятиях и тренингах, руководители групп получают дополнительный ресурс для воспитательной работы, а администрация решает глобальные задачи по профилактике экстремизации молодежи и по увеличению ее конструктивной социальной активности. И Центр толерантности взаимодействует с каждой целевой аудиторией по-своему, предлагая то, что ей действительно нужно.